«Проект НОЦ — это ведь проект для всей страны»: интервью Михаила Котюкова

Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в google
Google+

Глава Минобрнауки — о НОЦ, Острове «10-22» и ВАК.

Кто должен заниматься популяризацией науки, почему нужна обязательная защита диссертации по окончании аспирантуры, как реализуется нацпроект, и когда появится закон «О науке»? Об этом в интервью Indicator.Ru рассказал министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

— Как проходит работа над нацпроектом «Наука»?

— Национальный проект «Наука» находится в активной фазе реализации по всем ключевым направлениям.

Определены пять регионов, где будут основаны научно-образовательные центры мирового уровня. 26 августа на заседании Совета научно-образовательных центров мирового уровня рассмотрены программы их развития, определены ключевые направления и ведущие участники. Губернаторы лично представили проекты первых пяти пилотных НОЦ.

В начале следующего года мы планируем провести еще одно заседание Совета, на котором обсудим, что удалось сделать по этим проектам. К 2020 году, в зависимости от того, будут ли достигнуты заявленные результаты, Совет или подтвердит государственную поддержку, или рекомендует исключить регион из списка НОЦ.

Развернуты работы по модернизации научной инфраструктуры. Определены претенденты, прошедшие оценку в предыдущие годы и вошедшие в категорию ведущих научных организаций. Мы определились по программам обновления приборной базы и покупки новых научных приборов. Сейчас уже идет работа по подготовке соответствующих соглашений.

Что касается таких технически сложных направлений нацпроекта, как создание установок класса megascience и развитие научного флота. По кораблям у нас уже объявлен конкурс на проектирование. Конкурс вызвал интерес, подано большое количество заявок. Сейчас идет изучение этих материалов, работает конкурсная комиссия. Следующий этап — проектирование. Уже к 2020 году мы должны получить проекты, а после этого приступить к строительству судов.

Установки класса megascience — это масштабная и амбициозная программа. Россия сегодня является участником многих международных проектов по созданию таких установок, которые реализуются в других государствах. Мы считаем возможным и необходимым такие комплексы запустить и у нас. Работы по уже начатым проектам, таким как NICA в Дубне и ПИК в Гатчине, продолжаются и будут реализованы в строгом соответствии с установленными планами. Сейчас мы завершаем обсуждение технических параметров установок, которые должны быть сформированы в Новосибирске и на острове Русский. Для того чтобы эти установки решали практические задачи, должна появиться специальная программа проведения исследований. Нужно определить направления, которые нуждаются в таких уникальных установках. Для обсуждения и принятия взвешенных решений сформирован специальный совет, который будет рассматривать данную программу. Необходимость разработки такой программы утверждена указом Президента РФ. В ближайшие месяцы должны программу сформировать и утвердить в Правительстве.

И еще один проект — кадровый. Могу сказать, что благодаря усилиям РФФИ был проведен конкурсный отбор проектов, которые реализуются аспирантами. Уже в начале сентября мы будем принимать решение о поддержке не менее 1500 исследовательских проектов, по результатам которых должна быть проведена научная работа, подготовлены публикации и представлены диссертации. Это один из шагов по совершенствованию института аспирантуры: большую ее составляющую должна иметь научная практика, приобретение исследовательских компетенций и проведение исследований, подготовка публикаций и выступление на различных научных мероприятиях. Это первый шаг к модернизации самого института аспирантуры. Подготовлен специальный законопроект, который направлен на совершенствование правового регулирования с целью повышения значимости и необходимости представления по итогам программ подготовки аспирантов соответствующих научных работ.

Проведен также конкурс на поддержку специализированных учебно-научных центров. Заявок было достаточно много. И вот центры отобраны — это Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москва. С центрами, которые работают при университетах, уже сейчас заключены соглашения. В ближайшее время будут перечислены средства для развития этих подразделений. С нового учебного года за счет бюджета будет полностью обеспечена и образовательная составляющая деятельности этих центров, и вопросы, связанные с проживанием и питанием ребят, которые обучаются в этих центрах на условии интернатов.

Вот это, очень вкратце, те шаги, которые уже сделаны, и первоочередные наши планы в рамках реализации нацпроекта «Наука».

— Как добиться показателей по публикациям, заложенных в нацпроекте, и при этом обеспечить их качество?

— За прошедшие несколько лет количество публикаций, подготовленных российскими исследователями и учтенных в международных базах научного цитирования, выросло практически в два раза. То есть мы знаем, как увеличить количество публикаций. Второй вопрос очень правильный — как при этом не потерять качество. Могу сказать, что при двукратном росте количества цитируемость также подросла.

Количество публикаций, которые учитываются в верхних квартилях, — это один из индикаторов нацпроекта. Мы планируем, что для ведущих научных организаций это должно быть одним из ключевых показателей их деятельности: с одной стороны, чтобы репутация наших организаций в мире увеличивалась, а с другой стороны, чтобы те же аспиранты могли ориентироваться на самые высокие стандарты при проведении исследований. Поэтому мы уверены, что публикаций будет больше. Задача нацпроекта — практически в два раза увеличить количество публикаций к 2024 году, качественный рост также будет обеспечен.

— Текущее финансирование нацпроекта осуществляется по графику?

— Финансирование идет по графику. Нацпроект «Наука» — один из лидеров среди всех нацпроектов по такому показателю, как кассовое исполнение бюджета. Мы перевели на счета учреждений значительное количество средств — более 40%. Я говорю сейчас о средствах на развитие приборной базы, специализированных научных центров. Процент будет еще выше. Но в принципе, мы находимся в рамках планов, на которые изначально ориентировались.

— Как нацпроект должен повлиять на популяризацию науки?

— Сейчас эта задача интегрирована в национальный проект. Мы расставили дополнительные акценты на этом, посчитав, что нужно больше информировать общество о том, что мы делаем, ради какой цели и какими инструментами мы пользуемся. Поэтому позиция по этому вопросу у меня нисколько не поменялась. Популяризацией в первую очередь могут и должны заниматься те, кто занимается наукой. Именно эти люди могут рассказать интересно о работе, которую они проводят, и о результатах, которые они получают. Мы продолжаем работу с нашими научными организациями, которая уже была определенным образом структурирована. Мы проводим работу с университетским сообществом, делимся лучшими практиками и стараемся, чтобы вопросы популяризации были в топе управленческих действий руководителей наших университетов и научных институтов.

— Какую главную идею министерство закладывало в основу образовательного интенсива «Остров 10-22», на котором в июле этого года в Сколтехе собралось более 100 команд вузов страны, и как вы оцениваете его итоги?

— «Остров» — интересный проект. Это уже второе такое мероприятие, первое было в прошлом году на острове Русский, поэтому мы могли опираться на некоторый опыт при подготовке мероприятий 2019 года. Завершая рабочую программу «Острова», мы встречались с ректорами, и я высказывал надежду, что, разъехавшись, мы не закроем эту страничку. Наверное, главной задачей мероприятия для лидеров научно-образовательного сообщества было еще раз «сверить часы». Отбор был конкурсный, конкуренция — достаточно жесткая. Команды должны были убедительно доказать себе и организаторам, зачем они едут на это мероприятие. Это были команды, которые включали в себя ректоров, проректоров, деканов, сотрудников университета и представителей научных организаций, индустриальных партнеров.

Специальную сессию мы посвятили вопросам формирования программ НОЦ. Для меня очень важно, что здесь были не только пять пилотных проектов, а существенно большее количество участников. За неделю интенсивного обсуждения не пилотные регионы существенным образом подтянулись. По нацпроекту мы имеем четкий план — создать пять центров в 2019 году, пять — в 2020, пять — в 2021. Правительство предложило регионам не ограничиваться формально этими параметрами. Любой субъект РФ сегодня имеет возможность инициировать такую работу у себя, пройти региональный этап, на котором будут четко определены целевые фокусы, состоится диалог партнеров, будет обсуждено, какие проекты могут быть подготовлены и какой вклад они внесут в развитие университета, региона, науки. Работа на «Острове» показала, что команды могут работать и внутри себя, и коммуницировать горизонтально, что очень важно. Проект НОЦ — это ведь проект для всей страны. В конечном счете, создание НОЦ не является самоцелью, это инструмент. Инструмент для чего? Для того чтобы научные идеи, зарождающиеся в научном центре, в университете, могли прорастать в экономику. Для того, чтобы и предприятия региона участвовали в обсуждении, в постановке задач.

Но и этого недостаточно. Мы хотим, чтобы в этих работах активно участвовали студенты, магистранты, аспиранты. Чтобы, завершая свое обучение, они не только получали документ об образовании, но и могли реализовать свой исследовательский потенциал, становились соавторами востребованных технологических решений для промышленного использования. В конечном счете НОЦ нужен вот для этих задач. Это могут быть разработки мирового уровня, прорывные технологии, а могут быть и важные вопросы жизнеобеспечения — не самого прорывного мирового уровня, но судьбоносные для региона. И в этом смысле от такой тесной кооперации мы точно все выиграем. Университет почувствует свою нужность и важность для развития региона, где он находится. Предприятия смогут усилить свои конкурентные рыночные позиции, получив более современные серьезные технологии. Студенты смогут увидеть возможность профессиональной самореализации в том регионе, где они родились, где они учатся, в регионе, с которым они могут связать свою дальнейшую судьбу.

«Остров» очень серьезно позволил нам продвинуться в этом направлении. Если на старте пять первых пилотных регионов были существенно более продвинутыми командами, то за неделю работы дистанция здорово сократилась. Не потому, что отстали первые пять — они продвинулись вперед очень хорошо, — но потому, что остальные участники, видя эти результаты, действовали очень динамично. Поэтому сегодня у нас есть еще не менее 10 региональных программ. Я уверен, что конкурс 2020 года будет хорошо подготовлен и количество участников будет приличным.

На «Острове» мы решали и вопросы цифровой трансформации, Национальной технологической инициативы, развития университетов. Эти направления активно прорабатывались на разных площадках в течение двух недель интенсива. Мы отработали некоторые технологии использования искусственного интеллекта в образовательных практиках. Каждый участник мог выбрать для себя индивидуальную образовательную траекторию. Мы видели востребованность тех или иных образовательных составляющих модулей и получали интересную обратную связь. С одной стороны, это хорошее наследие для организаторов. А с другой, участники программ на себе смогли протестировать индивидуальные образовательные траектории и понять, как ими управлять, как их нужно направлять. Знаю, что часть университетов планирует уже с нового учебного года часть этих наработок взять в свою обычную практику. Кадровое обеспечение тех приоритетных целей и задач, над которыми мы сегодня работаем, является одним из важнейших залогов достижения этих целей. Фактически на «Острове» мы начали готовить управленческие команды, в первую очередь, к тому, чтобы они могли передать этот импульс в университеты, в научные центры и в наши технологические компании.

— В одном из своих предыдущих интервью вы говорили о необходимости своего рода «биржи», в которую с одной стороны приходили бы запросы от бизнеса, а с другой – предложения от науки. НОЦ могут стать такой биржей?

— Если кооперация между разным регионами будет развиваться — а по первым шагам видно, что для этого есть основания, — то мы как раз и получим такой аналог биржи. НОЦ позволит вместе сформулировать техническое задание и реализовать его. Представители компаний говорят: «Мы знаем все школы, которые работают у нас в регионе, но здесь есть не все научные направления, которые нужны для развития наших технологий. Где бы нам найти партнеров, в каком другом регионе?» Это точно можно будет сделать. Команды НОЦ уже общаются, уже понимают, в каком субъекте РФ присутствуют какие компетенции. Мы точно можем настроить систему взаимоотношений. Это будет некая экосистема, которая позволит квалифицированному заказчику найти квалифицированного исполнителя, равно как и наоборот.

— Вы уже говорили об использовании искусственного интеллекта в образовании, а что вы может сказать про онлайн-образование?

— Про онлайн-образование можно много говорить. Сегодня мы все видим, что образовательного контента становится в сети все больше и больше. Есть несколько задач, над которыми нам стоит подумать. Ключевая задача — качество этого онлайн-образования. С одной стороны, мы понимаем, что здесь есть большая задача для университетов — развивать цифровое образовательное пространство. С другой стороны — это вызов для самих университетов. Я не так давно был на всероссийском профессорском собрании, там тоже был такой вопрос, но только с позиции угроз: не представляет ли онлайн-образование угрозу для классического университетского? Это смотря какое у нас университетское образование. Если университет понимает, что должен всегда быть в авангарде изменений, преобразований, первым на технологических фронтах, первым в совершенствовании образовательных программ, то для него онлайн-образование — это возможность.

Очевидно, есть запрос общества на онлайн-образование, на удаленные программы, на более гибкие программы, индивидуальные траектории. Университеты сегодня имеют неплохие стартовые условия, чтобы очень динамично занимать нишу онлайн-образования, выдавая качественные образовательные программы и давая возможность людям, используя весь арсенал цифровых технологий, осваивать эти образовательные программы, включая и прохождение итоговых испытаний. Поэтому для динамичных университетов это возможность. Для университетов, которые этой возможностью не воспользуются, это, действительно, существенно ограничит их конкурентные преимущества уже в среднесрочной перспективе.

— ВАК приступила к работе в новом составе. Какие изменения произошли в кадровой и организационной части? Какие нововведения ожидать в ближайшее время?

— Пока мы провели только одно заседание, сложно дать какие-то серьезные комментарии. Могу сказать одно: мы с руководством ВАК провели серию встреч до пленума и после него, договорились о ключевых задачах, которые были публично озвучены во время первой большой встречи. Я очень рассчитываю, что ВАК действительно будет работать в идеологии научно-технологического развития. ВАК будет инструментом, который обеспечит повышение прозрачности, ответственности всех участников этого большого и сложного процесса. Зачем идет человек в аспирантуру? Зачем университет принимает этого аспиранта? Какую задачу мы все вместе хотим решить? Нам есть что совершенствовать в процедуре подготовки кадров высшей научной квалификации и присвоения ученых степеней. Все-таки важно, чтобы в центре внимания находилась ответственность, осознанный выбор поступить в аспирантуру. Человек выбирает для себя карьерную траекторию исследователя. Университет, научная организация, диссертационный совет, которые берут человека, должны изначально показывать ему самые высокие стандарты, которые необходимо принимать на вооружение, чтобы добиться серьезных результатов.

Много было сделано в последние годы по наведению порядка. Закрывались советы, отзывались решения о присвоении ученых степеней. Но нам нужно за пять лет подготовить и привлечь на работу в научные организации, в образовательные организации, в частные организации 35 тысяч новых молодых исследователей. Здесь важно, чтобы у человека не просто был документ, что он защитил работу и стал кандидатом наук. Важно, чтобы он был действительно исследователем, чтобы он понимал, что это его выбор, что он в этой сфере планирует развивать свой потенциал и реализовываться.

Мы посмотрели на расчетах — тех диссертационных советов, которые сегодня есть, в принципе достаточно, чтобы получить такой результат. Но есть задачи пространственного развития, есть задачи приоритизации направления научно-технологического развития, и в этом смысле нам есть что совершенствовать. И сама процедура подготовки научной работы, и ее обсуждение, и защита не должны оставаться в стороне от цифровых технологий. Поэтому коллеги из президиума ВАК взяли на себя повышенные обязательства подготовить предложения, как все эти процессы можно усовершенствовать, сделать их более прозрачными, более технологичными и более ориентированными на достижение желаемого результата.

— В чем главные принципы нового закона «О науке» и как проходит работа над документом?

— Законопроект «О науке» сейчас проходит стадию общественных консультаций. Очень рассчитываем на поступление серьезных предметных предложений. По планам Правительства, в декабре мы должны его представить к рассмотрению.

Мы завершим общественное обсуждение, посмотрим, насколько предварительный материал принимается научным сообществом. Есть ли необходимость его радикально переделать, или же он принят за основу и дальше можно совершенствовать его по составляющим.

Я бы сейчас не хотел давать комментарии по отдельным блокам. Мы относимся к проекту как к инструменту правового регулирования всех тех решений, которые необходимы для достижения стратегических целей и приоритетов в вопросах научно-технологического развития. Поэтому там есть много развилок. Мы по каждому из этих пунктов будем проводить консультации, собираться с профессиональным сообществом и двигаться достаточно поступательно. И тогда сможем с вами более предметно говорить о документе.

Источник: Indicator.ru

Фото: Indicator.ru

Последние новости

В Кушнаренковском селекционном центре Башкирского НИИСХ – маленькие гости

На экскурсии в Кушнаренковском селекционном центре Башкирского НИИСХ побывали учащиеся аграрного класса Миловской средней школы Уфимского района. Мероприятие проводилось в рамках ранней

Объявлен совместный конкурс РНФ с Национальным исследовательским агентством Франции (ANR) в области математики и наук о Земле

Российский научный фонд начал прием заявок в рамках ежегодного совместного конкурса по поддержке российско-французских научных коллективов. Конкурс проводится совместно с Национальным исследовательским агентством