В начале 2000-х российская наука столкнулась с «демографической ямой». На фоне унаследованного от постперестроечного периода снижения финансирования науки, износа и устаревания приборной базы стало понятно, что кризисное окончание 20-го столетия сделало «немодной» само направление профессиональной деятельности — ученый. Вследствие этого вместо мощной средневозрастной части научного сообщества сегодня образовалась существенная просека. Мы гордимся теми, кто сохранил верность профессии, несмотря на лихолетье 90-х. Именно они сегодня составляют элиту отечественной науки — проводники ее традиций, авторы достижений, которые, несомненно, значимы для развития нашей страны. Но сегодня, когда перед нами стоят цели масштабного технологического прорыва на мировом уровне, необходимо обеспечить преемственность и сделать так, чтобы наука стала более конкурентоспособной. Должно появиться новое, не менее мощное поколение исследователей.
Сегодня одна из наших главных задач — привлечение в научную деятельность молодых ученых и исследователей. Задача не нова, но все так же актуальна. К счастью, у нас есть факты, внушающие оптимизм и подтверждающие правильность избранного пути. За последние десять лет численность ученых в возрасте до 39 лет увеличилась с 117,1 до 157,8 тысячи человек, а их удельный вес в общем количестве исследователей — с 30,1 до 43,9 процента. И это не просто цифры. В науку действительно приходят сильные, талантливые молодые люди.
Одной из форм взаимодействия науки и бизнеса станут предусмотренные национальным проектом «Наука» научно-образовательные центры мирового уровня как эффективная схема сотрудничества российских регионов, научных институтов, образовательных организаций и индустриальных партнеров. Сегодня нужно правильно определить направления деятельности НОЦ. Нам нужно объединить достижения научной мысли с требованиями экономической эффективности. И обеспечить на этой основе подготовку студентов.


